Период феодализма (середина 1-го тыс. н. э. - конец 19 в.)
Сменившие Фунань кхмерские государства Ченла Земли (7-8 вв.) и Камбуджадеша (9-13 вв.) включали в свой состав районы современного Южного и Центрального Лаоса , где возникли кхмерские крепости и города. В 6-13 вв. складывались классовые отношения в формах, близких кхмерским. В этот период на территории Лаоса интенсивно расселялись таиязычные предки лаосцев, у которых разложение родоплеменной организации сменилось возникновением классового феодального общества. В 9 в. начались походы тайцев из государства Наньчжао в Северный Вьетнам через Северный Лаос, где возникли первые лаосские и тайские феодальные княжества, вскоре начавшие борьбу с Камбуджадешей. В начале 13 в. таи-лаосский элемент в этносе стал доминировать в Северном и Центральном Лаосом над местным австроазиатским. В 80-х гг. 13 в. территория Северного Лаоса вошла в состав тайского государства Сукотаи (Сукходая). Господствующей религией стал буддизм тхеравадского толка (хинаяна). Наиболее крупным из лаосских княжеств, подчинённых Сукотаи, было княжество Мыанг-Шва в долине р. Нам-Ун. В 1353 лаосские княжества на территории современного Лаоса и Восточного Таиланда были объединены правителем Мыанг-Шва Фа Нгуном в единое централизованное государство Лансанг - одно из крупнейших государств Индокитая. У земледельческого населения приречных долин и плато Корат и Сиангкхуанг господствовали феодальные отношения, у остальных лаосцев и малых народностей процесс феодализации ещё не завершился (особенно в горных районах). В борьбе за гегемонию в лаосских княжествах, находившихся на территории современного Северного Таиланда, интересы Лансанга сталкивались с интересами Аютии, крупнейшего тайского государства. Лансанг часто воевал с бирманскими государствами, претендовавшими также на этот район. Более дружественными были отношения с вьетнамским государством Дайвьет, которому Лансанг оказывал помощь в борьбе с Китаем в 1421. В 16-17 вв. Лансанг достиг наибольшего расцвета и могущества. Происходил экономический подъём, феодальные отношения и буддийская религия распространялись на новые (внутренние) районы; создавались значительные памятники архитектуры, религиозной литературы и пр. Однако централизация государства, достигнутая во 2-й половине 17 в., оказалась непрочной, крупные феодалы стремились к политической самостоятельности. В 1707 Лансанг распался на княжества Луангпрабанг и Вьентьян, имевшее (с 1710) в вассальной зависимости княжество Сиангкхуанг (Сиенг-Куанг). В 1713 от Вьентьяна отделилось княжество Тямпатсак (Чампассак, Бассак) в Южном Лаосе. В 1828 часть территории княжества Вьентьян, потерпевшего поражение от Сиама, отошла к Сиаму, другая (номинально) - к соседним лаосским княжествам. В 1832 значительная территория Сиангкхуанга вошла в состав Вьетнама. Крупнейшие из оставшихся лаосских княжеств - Луангпрабанг и Тямпатсак (на юге по обоим берегам ср. течения Меконга) - находились под сильным сиамским и более слабым вьетнамским влияниями. С середины 19 в. Северный Лаос подвергался опустошительным нашествиям вооруженных отрядов (мео, тхай) из Южного Китая.
После захвата Францией Вьетнама и подчинения ею в 1863 Камбоджи Лаос попал в сферу притязаний французских колонизаторов. Великобритания, захватившая Бирму и укрепившая свои позиции в Сиаме, также претендовала на влияние в Лаосе, Франция добилась в 1885 учреждения своего вице-консульства в Луангпрабанге.