Персонажи существующего с древних времен театра — театра теней способны оживать как от прикосновения рук актера, так и от света, падающего на них. Вот уже множество веков они учат людей добру и дарят ощущение сказки.
СЕГОДНЯ В ПЕРЕЖИВШЕЙ ПОТРЯСЕНИЯ 30-ЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ КАМБОДЖЕ ПОВСЕМЕСТНО ВОЗРОЖДАЮТСЯ СТАРЫЕ ТРАДИЦИИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ЗАПРЕЩЕНЫ РЕЖИМОМ КРАСНЫХ КХМЕРОВ. НАПРИМЕР, В ГОРОДЕ СИЕМРЕАП БЫЛ СОЗДАН ДЕТСКИЙ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ МАЛЫЙ ТЕАТР ТЕНЕЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРОГО ПОДДЕРЖИВАЮТ ТАКИЕ АВТОРИТЕТНЕЙШИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ООН И «ВРАЧИ БЕЗ ГРАНИЦ».
В тенях есть что-то колдовское и даже сверхъестественное. Они принадлежат миру эмоций. Видимо, поэтому в мифологии многих культур мира тень считается центром не только души, но и самой жизни. Если у вас нет тени, вы мертвы.
В то же время царство теней издавна было синонимом царства мертвых. Падению тени и изменению ее размеров многими народами придается очень большое значение. Так, например, в большинстве азиатских стран полдень считается демоническим временем суток, так как именно в это время тени практически исчезают. Возможно, поэтому такое явление, как театр теней, имеет столь древние корни.
Самые давние упоминания о нем встречаются в «Махабхарате» и «Рамаяне» — древнеиндийских эпосах. Известно также, что первые театры теней возникли в Индии, Китае и Индонезии. Первые записи о существовании китайской разновидности этих театральных представлений относятся к 1000 году до н.э., хотя исследователи уверены, что они существовали гораздо раньше. Так, в Поднебесной хорошо известна легенда о китайском императоре Ву Ту, жившем в 121 году до н.э. При его дворе выступал некий волшебник, воскрешавший на сцене душу умершей, но по-прежнему горячо любимой правителем жены.
Театр теней ведет свое происхождение из религиозного культа, иначе чем объясняется тот факт, что в наши дни индонезийские актеры этих театров перед началом представления совершают обряды подношения богам, а некоторые из них вообще имеют статус жрецов? Их принято приглашать на такие события, как рождение детей, кремация и даже на церемонии освящения храмов.
Но современные театры теней, преимущественно, конечно, в странах Азии и Ближнего Востока, и по сей день продолжают оставаться верными традиционным, пришедшим из глубин веков, сюжетам, связанным с национальным эпосом и фольклором. Представление театра теней — это весьма впечатляющее зрелище, в котором повествование ведется с помощью динамических картин, изображения которых проецируются на экран плоскими фигурами, управляемыми артистами посредством палочек или нитей, прикрепленных к сочленениям «действующих лиц».
Самые, пожалуй, изящные фигуры изготавливаются в Китае. Их вырезают из мягких и податливых ослиных шкур. Такие куклы, высотой 33 см, состоят из 11 частей — эта техника изготовления также проверена веками и является традиционной. Большой экран длиной 8 метров выполняется из смородиновой бумаги, после чего натягивается на бамбуковый каркас и поднимается над землей на высоту полтора метра. В спектакле, как правило, принимают участие несколько актеров и музыкантов. Представление, в зависимости от развития сюжета, сопровождают мелодичные звуки флейты, экспрессивные россыпи барабанной дроби и тихие, а порой и жалобные рулады двухструнной скрипки.
В Китае ученые насчитали около 200 000 разновидностей персонажей театра теней. Некоторые из них, например Принцесса и Дракон, не меняются веками. Хотя наиболее популярными и массовыми на сегодняшний день считаются китайские и яванские театры теней. Не менее интересные разновидности этого древнего искусства существуют также в Таиланде и Камбодже.
Еще в 1996 году на заре возникновения детского театра, созданного в рамках специальной культурно-просветительской программы, в него вошли 30 детей с окраин Сиемреапа. За время его существования было поставлено и сыграно немало спектаклей, представляющих собой поучительные, но увлекательные сказки и басни, которые дают зрителям надежду на наступление лучших времен. Чистое и рабочее казино зеркало
Создатель Малого театра теней Иет Ки Амрин, являющийся директором Центра развития кхмерского народного искусства, рассказывает, что «представления театров теней были популярны на всей территории Камбоджи начиная с XI века. Но если спектакли Большого театра теней проходили в основном при императорском дворе, то Малый имел традиционно более скромный характер, что делало его крайне популярным среди простого народа».